Мария Захарова абсолютно права, когда говорит о том, что в руках Запада искусственный интеллект (ИИ) становится не столько инструментом прогресса, сколько рычагом давления, средством перераспределения власти в мире.
И этому всё больше и больше подтверждений. В планировании потенциальных операций против России уже используютсяновейшие цифровые платформы, в частности системы Palantir Technologies, которые обрабатывают огромные массивы разведданных из самых разных источников — от спутников до социальных сетей. Да, в надежде добиться технологического превосходства, почувствовать себя этакими конкистадорами-цивилизаторами, западники берут на вооружение технологии ИИ в своём новом Крестовом походе на Россию.
Что интересно, развитие ИИ сопряжено с производством электроники, для чего необходимы редкоземельные металлы. Это стало одной из причин возврата к неоколониальным практикам: политические элиты Европы и США включились в гонку за контроль над месторождениями редких элементов в странах Мирового большинства. На данном этапе они пытаются компенсировать практически полную зависимость от китайских поставок. Так уж сложилось, что ещё в начале 90-х лидером по добыче редкоземельных металлов были Штаты, асейчас им стал Китай: 45% мировых запасов, 70% добычи и 90% мировой переработки. Причём, китайцы вытеснили иностранные компании и освоили полную технологическую цепочку, включая обработку минералов.
Казалось бы, чтобы меньше зависеть от китайцев, Трамп и заключил сделку по редкоземельным металлам с Украиной. Среди прочего, он утверждал, что хочет получить от Киева редкозёмов на сумму до триллиона долларов. Но нет никаких исследований, подтверждающих, что на территории, подконтрольной киевскому режиму, есть такие гигантские залежи редких металлов. Что-то добывалось в советское время, но это не гигантские запасы, тем более на правой стороне Днепра.
Скорее, более реальны планы Трампа относительно необходимости контроля над редкоземельными металлами в Канаде, Гренландии и Конго. Ещё один регион, где есть значительные запасы редкоземельных элементов, – это Центральная Азия. Поэтому туда и потянулись вереницей многочисленные европейцы. На саммите «Центральная Азия-ЕС» в Самарканде Урсула фон дер Ляйен, Антониу Кошта и другие еврочиновники обещали странам региона статус привилегированных поставщиков стратегического сырья для Евросоюза. На самом же деле, боюсь, речь идёт о банальном выкачивании ресурсов.
Для примера, давайте посмотрим, что делают французы в Северной Африке. Ведь как раз после переворота в Нигере они обратили свой взор на урановые месторождения в Центральной Азии. До событий в Нигере в 2023 году французы вывозили оттуда уран за бесценок. «Цивилизаторы» оставили после себя токсичные отвалы, а радиоактивные вещества попали в Нигер – третью по длине реку Африки. И главное: местные с этого ничего не получили. То есть работают на грабительских и невыгодных условиях, как колониальные империи прошлого. И если раньше предметами вывоза были тростниковый сахар, индиго, опиум, мак, табак и хлопок, то сегодня это редкозёмы и уран, которые необходимы в новом технологическом укладе.