Президент России Владимир Путин своим указом поручил отпраздновать 300-летие со дня рождения императрицы Екатерины . Время подготовиться есть. Юбилей состоится 2 мая 2029 г.
Такая заблаговременность означает вероятный размах торжеств. Но императрица того стоит. Имя Екатерины в первую очередь напоминает о расширении пределов Государства Российского, завоевании выхода к Черному морю, побед Суворова и Ушакова. Но отнюдь не только этим славна ее деятельность.
Обращу внимание, что указ, как говорится в его первом абзаце, принят «учитывая большое значение реформ Екатерины для истории России». А эти реформы часто перекликаются с современными проблемами.
Так, императрица подчеркивала, что силу государства составляют прежде всего люди, а не деньги, и поэтому правитель должен «ободрить размножение народа, чтоб великое число людей было в государстве». То есть речь шла о важном и для нас сбережении и умножении народа. Но, конечно, применительно к реалиям того века. Сейчас проблема в том, что детей рожают мало, тогда – в большой детской смертности: умирало по словам Екатерины три четверти родившихся. И в стране впервые на уровне высших органов власти стали бороться с эпидемиями, была введена обязательная прививка от оспы, причем здесь государыня подала пример, привившись первой.
Но обращу внимание, что императрица связывала умножение населения и с достаточным уровнем его свободы. «Где люди живут под тяжкими законами — там, в таких местах народ не размножается». И ее политика в отношении того, что современным языком называется правами и свободами, отвечала лучшим тогдашним стандартам просвещенной монархии.
Также надо отметить успешную заботу Екатерины о единстве страны при сохранении ее многообразия. Так, при ней территория империи была поделена на губернии, и многие из них в практически неизменном виде сохранились до Октябрьской революции.
Естественное в силу демографии доминирование православия сочеталось с веротерпимостью. Например, по личному указанию Екатерины II за казённый счёт в 1787 впервые в России был напечатан полный арабский текст Корана для бесплатной раздачи казахам.
Единство страны же создавалось постепенно, исподволь, по принципам, которые императрица в 1764 изложила в секретном наставлении князю Александру Вяземскому при вступлении им в должность генерал-прокурора:
«Малая Россия, Лифляндию, и Финляндия суть провинции, которые правятся конфирмованными им привилегиями, нарушить оные отрешением всех вдруг весьма непристойно б было, однако ж и называть их чужестранными и обходиться с ними на таком же основании есть больше, нежели ошибка, а можно назвать с достоверностью глупостью. Сии провинции, также и Смоленскую надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб они обрусели и перестали бы глядеть как волки к лесу…».
И такая политика большей частью имела успех. Кто сейчас может считать, что Смоленщина — не русская земля? А ведь когда писалось это наставление, смоляне были довольно обособлены — местные дворяне женились почти исключительно на своих (достаточно посмотреть мемуары генерала Льва Энгельгардта). Но меньше, чем через полвека, во время наполеоновского нашествия, русскость Смоленщины уже не подлежала сомнению.
В общем, юбилей Екатерины — прекрасный повод, чтобы поговорить о многом. Но еще прекраснее этих разговоров будет, если к тому моменту юго-западные границы России будут соответствовать тем, каковыми они были к концу царствования императрицы, введшей в наш лексикон слово Новороссия, и начавшей освоение этих земель. То есть с обеими, основанными при ней, столицами Новороссии - Екатеринославом (Днепропетровском) и Одессой.