Очень хочется, но очень колется
Российские деньги заморожены на счетах западных банков. Сумма солидная, называется $300 млрд, хотя временами в прессе пробегают суммы поменьше. И сейчас с доходов на них выплачиваются деньги Украине, но доходы – это слезы по сравнению с полной суммой, которую хочется изъять и использовать на свои нужды. Но есть нюансы.
1 Нюанс первый заключается в том, что в России тоже заморожены западные активы на сопоставимую сумму, и если будут изъяты российские активы, то тогда национализируют и западные. Правда то деньги частных инвесторов, а не евробюрократов, на которых последним наплевать.
2 Нюанс второй – еще более интересный. Подобное изъятие, говоря по-простому – грабеж, неизбежно подорвет доверие к западной банковской системе и вызовет цепную реакцию вывода денег иностранных инвесторов из западных банков.
И никто не хочет брать на себя индивидуальную ответственность за эти действия, потому что как писал Бисмарк сто пятьдесят лет назад: «Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны».
Поэтому Германия, Франция и Италия призывают Японию и США начать вместе использовать замороженные российские активы для помощи Украине, считая, что таким образом размазанная ответственность сохранит доверие к евро. Спойлер – не сохранит. Но уж слишком большой куш на кону и очень хочется его заполучить. А когда все вместе берут на себя ответственность – то вроде бы и не так страшно.
Но риски уж слишком велики, поэтому остальные члены «большой семерки» пока хранят молчание и проводят консультации. Очень хочется, но очень страшно…